ФЭНДОМ

Либуше – легендарная чешская волшебница, жившая в VIII-IX вв., основательница чешского магического рода Пржемысловичей.

Младшая дочь волшебника Крока, первого чешского князя, сестра Кази и Тэтки. Была известна своей мудростью и способностями к предвидению.

После смерти Крока была избрана его наследницей. Несмотря на ее мудрое правление, мужчины княжества были недовольны тем, что ими руководит женщина, и начали просить себе правителя-мужчину. Тогда Либуше на совете старейшин объявила: «Вон за теми горами находится небольшая река Билина, на берегу которой расположена деревня, известная под названием Стадице. А в ней имеется пашня в 12 шагов длиной и во столько же шагов шириной. На этой пашне на двух пестрых волах пашет ваш князь; один из волов как бы опоясан белой полосой, голова его тоже белая, другой весь белого цвета с головы и до спины; и задние ноги его белого цвета. Ну а теперь, если вам угодно, возьмите мои жезл, плащ и одежду, достойную князя, и отправляйтесь по повелению как народа, так и моему и приведите его себе в князья, а мне в супруги. Имя же этому человеку Пржемысл; он выдумает много законов, которые обрушатся на ваши головы и шеи, ибо это имя означает «предусмотрительный». Потомки же его будут править в этой стране до тех пор, пока верны своему слову». Следуя этому описанию, старейшины нашли Пржемысла-пахаря и вернулись с ним в Вышеград, где он стал супругом Либуше и чешским князем.

У Либуше и Пржемысла родилось три сына – Незамысл, Радобыль и Людомир, – и три дочери – Либена, Благуше и Чистослава. Пржемысл не был магом, и способности матери унаследовали только Людомир, Либена и Чистослава.

После смерти Пржемысла княжеский престол унаследовал Незамысл. По договору с мужем и сыном Либуше забрала с собой Людомира и Либену и удалилась с ними в специально построенную крепость Девин. Эти земли считались независимыми от князя, а население их состояло исключительно из магов и их семей. Так Либуше основала первое магическое поселение (и магическую столицу) Чехии.

Перед смертью Либуше оставила завет своим потомкам: не стремиться к власти над миром простых людей и помогать им лишь советом и целительством.

Наследницы Либуше по женской линии, сохранившие родовое имя Пржемыслович, были княгинями (а впоследствии королевами) магической Чехии до 1420 года.